Виталий работает в Международном Комитете Красного Креста с 2014 года. Медики в зоне конфликта знают его как человека, который внедряет огромное количество проектов в сфере здравоохранения на Донбассе. Для коллег в организации Виталий – это человек, который всегда интересуется их здоровьем и поддерживает советом. Мы поговорили с ним о том, как он пришел в медицину, о впечатлениях от работы в зоне конфликта, о спорте и путешествиях.

Виталий, почему ты решил пойти в медицину?

В детстве я часто болел, мне часто приходилось посещать врачей. Лечившие меня доктора были выдающимися специалистами, потому уже примерно с пятого класса я понимал, что тоже хочу быть врачом.

Может, был еще и пример в семье?

Докторов в моей в семье не было. Но моя бабушка была медицинским волонтером во время Второй мировой войны – работала санитаркой, медсестрой.

Виталий, как ты попал в МККК?

Учась в медицинском университете я занимался волонтерскими проектами. И еще учась на первом курсе начал работать санитаром, потом медсестрой (смешно, но специальности «медбрат» у нас нет) в хирургии, анестезиологом. А медицинская сфера тесно связана с движением Красного Креста. Даже когда специалист устраивается на работу в больницу, одно из обязательных требований – пройти собеседование с Красным Крестом.

И когда в 2014 году я увидел вакансию медицинского специалиста в МККК, почитал о нашей организации, ее мандате, меня это очень воодушевило. И, несмотря на отсутствие опыта работы в гуманитарной сфере, я решил подать свое резюме на вакансию.

Как твой опыт работы в больнице помогает тебе сейчас?

Когда я начал работать анестезиологом, мне пришлось поменять свое мировоззрение. Во время оперативного вмешательства анестезиолог оберегает пациента, в то время как работа хирурга ограничена участком операции. Анестезиолог же должен видеть состояние всего человека, управлять процессом. Я считаю, что именно анестезиология научила меня управлению процессами, что мне очень сильно пригодилось в моей текущей роли.


Фото из личного архива Виталия Стецика

Можешь поделиться самыми яркими впечатлениями от своей работы непосредственно в зоне конфликта?

Всегда приятно, когда попадаешь в поликлинику или амбулаторию, в которой еще несколько месяцев назад не было окон, дверей и света, а теперь в ней все восстановлено, есть пациенты, доктора и медсестры, пациенты получают необходимые препараты… Такие амбулатории часто превращаются в центр жизни маленьких городков либо поселков. Ты видишь, что вернулась жизнь в то место, которое еще недавно было далеко от нормального состояния. Это меня вдохновляет.

Насколько важно для тебя психологически переключаться?

Очень важно. У медиков очень напряженная работа, в которой они постоянно сталкиваются со страданиями других людей. Поэтому очень важно уметь дистанцироваться от работы, чтобы вернуть ясность в голове. Я очень люблю спорт и постоянно стараюсь открыть какой-то новый вид спорта для себя. Год назад это было спортивное плавание, в этом году – это спринтерский бег. И все это я чередую с каякингом. Каждые выходные я выбираюсь на реку и просто отключаюсь. Время тренировки – это когда ты изолирован от всего, это немного сродни медитации.

Но и работа – это тоже мое увлечение. Медик не может останавливаться на достигнутом, ты постоянно должен учиться, потому что медицина – это динамически развивающаяся отрасль.

Помимо этого, я очень люблю путешествовать. Для меня наличие нового штампика в заграничном паспорте является критерием оценки, насколько успешно я провел этот год. Я очень люблю холодный тип климата и далекий от цивилизации отдых. Мои любимые страны – Норвегия и Исландия. Там можно уединиться, пожить в палатке, созерцать фьорды, горы и космические марсианские пейзажи. Это те места, где я нахожу вдохновение.